|
Искусство осады
Осадное искусство называли греческим термином poliorketikos в Западной Европе, где оно пришло в упадок начиная с эпохи Хлодвига и было почти совершенно забыто ко времени начала норманских набегов. Оно быстро возродилось в Западной Европе благодаря опыту, приобретенному в крестовых походах, и византийской и сарацинской технике осады. Ломбардские и генуэзские инженеры сохранили и даже обогатили традиции римского вооружения: они сыграли большую роль при овладении Никеей Антиохийской и Иерусалимом в 1097-1099 гг.
Продолжительные осады вошли в обычай, тогда как прежде феодальная система позволяла собирать войско в среднем не более чем на четырнадцать дней в год и давала сеньорам полное ощущение неприступности за стенами крепостей.
Даже король едва ли мог разрушить замок своего неверного вассала из-за отсутствия постоянной армии. С XII по XV вв., от Филиппа Августа до Людовика XI, монархи, проводившие политику централизации, прилагали огромные усилия для подчинения феодалов своей власти. Однако с прогрессом в искусстве ведения осады развивались и оборонительные средства, которые во Франции достигли высшей степени совершенства. Можно сказать, что оборона была важнее наступления до середины XV в., и только усовершенствование осадной артиллерии развеяло последние иллюзии баронов и вынудило их склониться перед могуществом королевской власти.
| |