|
Броня и шлемы
В V в. падение Западной Римской империи привело к исчезновению военных традиций и вооружения античного периода, блестящая цивилизация была поглощена волной варварских орд.
Эти варвары, будь то аланы, салические или рипуарские франки, одинаково презирали все виды защитных доспехов.
Франки при Хлодвиге, образовав однородное войско, и храбрые потомки рипуариев, составивших войско Карла Мартелла, показали своими решительными победами в 506 г. над вестготами и в 732 г. над сарацинами прочную организацию и военное искусство, хотя и примитивное, однако эффективное.
От этих "темных веков" (dark ages, как они называются и на английском) до нас дошли лишь редкие фрагменты вооружения.
С другой стороны, Восточная Римская империя, надежно укрытая огромными стенами Константинополя на Босфоре в Мраморном море, избежала трагической участи Западной империи. Книжные миниатюры и иконы показывают нам пластинчатые доспехи, шлемы в форме фригийского колпака и круглые или овальные щиты, имеющие странный искусственный и недостоверный вид. Этот театральный костюм мы находим до XI в. в греческих рукописях, однако щит там миндалевидной формы, тогда как в Италии военный костюм, кажется, утратил всякие черты воинственности, за исключением разве что конических шлемов, иногда окруженных тюрбаном, кажется, сделанным из меха. На миниатюрах из "Апокалипсиса Сен-Севера" изображено множество этих "ряженых солдат" XI века, лишенных по воле художника основных атрибутов воина.
ВIX в. во Франции, благодаря ревности анонимного художника реймсской школы и до XII в. благодаря жиронской школе, которые обе были привержены византийскому стилю, упрямо продолжали изображать посреди самой чудовищной резни эти образы воинов, совершено лишенных воинственности.
К счастью, мы можем видеть на других рисунках кавалеристов и пеших воинов, которых нам представляют в нелепом театральном наряде IX в., изображенными гораздо более убедительно, в шлемах и пластинчатых кирасах или в греко-римских "тораксах", как, например, гвардия Карла Лысого.
| |