|
Хауберт
В наше время так называют одеяние в форме рубашки с капюшоном, которое носили в течение многих столетий, прежде чем укрепить отдельные его части кусками кожи или металла, все более многочисленными и все более сложной формы.
Нельзя обойти молчанием мнение, высказанное Франсуа Бутеном, стремящимся вернуть термину хауберт его истинное значение. Хауберт, от немецких слов Hals, горло, и bergen, прятать, был особой формы головным убором, закрывающим голову и верхнюю часть фигуры. Носить его имели право только рыцари.
Знаменитый хронист Жан сир де Жуанвиль (1224-1317 гг.), живший в правление Людовика Святого, дает такие интересные объяснения, касающиеся хауберта. Он объясняет в "Мемуарах" свое отсутствие в битве при Тайебурге (1242 г.) тем, что был произведен в рыцари только в 1245 г. и не имел права носить хауберт: "...поскольку у меня не было никакого хауберта чтобы надеть".
В эту жестокую эпоху иерархия мирного времени не отличалась от военной. Бароны должны были следовать за своими крупными феодалами, их обязаны были сопровождать рыцари-баннереты, собиравшие под своим знаменем простых рыцарей. Эти последние, составлявшие основу "копья", тактической и организационной единицы, владели каждый земельным фьефом, называвшимся рыцарским фьефом или даже "фьефом хауберта". Если бы хауберт был обыкновенной кольчугой, подобное наименование не имело бы никакого смысла, поскольку кольчуга была у каждого воина.
Хауберт, который носили с коническим шлемом, исчез вместе с появлением бацинета. Бацинет более облегающий и носимый преимущественно с ожерельем, отдельным от шлема, легко узнается по кольцам - системе крепления ожерелья. Постепенно хауберт утратил смволическое значение, попал в "общее пользование" и в XIV в. стал шлемом самых бедных воинов, нищих пехотинцев.
| |